Сообщества

Польское сообщество

Гражданское соучастие
В конце XIX века польские екатеринбуржцы объединяются, чтобы построить первый и единственный в городе католический костел – Храм Святой Анны – и организовать жизнь общины.

Исторический контекст
По воле обстоятельств и в поисках лучшей жизни в развивающиеся города в разное время приезжали жить люди разных национальностей, и, как любые мигранты, искали и поддерживали связь с другими представителями своего народа – для взаимопомощи и сохранения идентичности. В Екатеринбурге было несколько таких крупных диаспор. Одна из них – польские екатеринбуржцы. 

Поляки в Екатеринбурге были с самого основания города. В XVIII веке при Екатерине II происходит окончательный раздел территории польско-литовского государства (Речи Посполитой) между Прусским королевством, Российской империей и Габсбургской монархией. Частью России становятся территории Восточной Белоруссии, польской части Лифляндии (1772), Центральная Белоруссия, правобережная Украина (1793), Западная Белоруссия, Литва, Курляндия, Волынь (1795). 

Как и многие другие мигранты, первые поляки попадают на Урал не по своей воле. В основном – как пленные в разных сражениях, еще со времен Ермака. На «Плотинке», в городском Историческом сквере, среди имен основателей Екатеринбурга можно найти имя поляка Яна Кралевича. Вместе с полком солдат он пришел строить екатеринбургский завод, давший начало городу.

«В конце февраля прибыл из губернии батальон Тобольского полка в составе 4 рот, всего 540 человек. Командовал батальоном командир 1-й роты капитан Ян Кралевич (Cralewitz; русские его звали Иван Королевич). Он был польский шляхтич, участник Северной войны на стороне шведов. Оказавшись в русском плену, он принял присягу царю Петру, что считалось тогда делом вполне обычным. В двух батальонах Тобольского полка, работавших на строительстве Екатеринбурга в 1723 – 1724 гг., числились 40 шведов из бывших пленников, в том числе почти все офицеры. Сам Иван Королевич до недавних пор служил в Санкт-Петербургском полку» 
(из книги Н.С. Корепанова «В раннем Екатеринбурге»).

В середине XVIII века на Среднем Урале появились высланные из Польши раскольники, их также называли поляками. Но кроме них были и этнические поляки: 

«Всех их регистрировали в здании Уральского горного начальства, которое находится рядом с Историческим сквером. Здесь работали многие поляки — от секретарей до руководителей горнозаводским и лесным делом на Урале. Например, Алексей Ильич Гизелевский и его сын Иван Алексеевич не дослужились до больших чинов в горной канцелярии во второй половине XVIII — начале XIX в. А “отставной польской службы солдат” так замучил канцелярию различными просьбами от других людей, что ему запретили писать все эти прошения, “кроме собственных своих”» (из статьи Т.П. Мосуновой, А.В. Черноухова «Екатеринбург и окрестности в жизни поляков XVIII — начала XX вв.»).

О поляках в истории формирования Екатеринбурга пишет и Д.Н. Мамин-Сибиряк в своем предисловии к «Справочнику Симанова» – статистическому изданию 1889 года, выпущенному городской головой:

«Кроме элементов, из которых сложился фундамент будущего населения Екатеринбурга, явились другие этнографические “примазки”, выражаясь горнозаводским языком. Так, на Урал правительство ссылало много пленных шведов и поляков, которые заживались здесь и даже вступали в браки с русскими».

В XIX веке на бывшей территории Речи Посполитой несколько раз вспыхивали крупные освободительные восстания. Все они были подавлены. Особенно крупным было восстание 1863 года. После него в Сибирь и на Урал было отправлено более 20 000 ссыльных. На Урале в 1860-х произошло встречное движение. В европейскую Россию по манифесту о помиловании могли вернуться повстанцы, осужденные при Николае I, им навстречу ехали новые поселенцы. Те, кто провел в ссылке более 20 лет, не всегда готовы были вернуться. Большинство уже обжились в Сибири, и тогда же в поисках работы кого-то забросило в Екатеринбург – в послереформенный период началось бурное строительство города. 

Среди попавших в дореволюционную Россию поляков – высокий процент мигрантов с высоким уровнем образования и квалификации. Поляки в России вели бизнес, становились учителями, инженерами, лесничими, а когда строится железная дорога, то среди них находятся лучшие специалисты. Если смотреть списки железнодорожных инженеров того времени, то там можно встретить много польских фамилий.

Кто и для чего организовал сообщество?
Субъект участия - этническое и религиозное сообщество
Тема национальной и религиозной идентичности в дореволюционной России была непростой. Только в 1905 году выходит указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», а до того момента даже дети от смешанных браков должны были воспитываться в православной вере. 

«… на Урале формируются сообщества западных христиан из числа ссыльных и прибывших на строительство заводов контрактников. Занесенная ими религиозная традиция в условиях чуждого и не всегда благосклонно настроенного религиозного окружения прошла сложный путь эволюции от дисперсных групп религиозных маргиналов до конвенциональной религии с представительной системой институтов, встроенных в культурный ландшафт края», – пишет профессор Уральского федерального университета Е. Главацкая в своей статье, опубликованной в издании «Государство, религия, церковь» №2 (33), 2015 г.

Долгое время в Екатеринбурге не было своего прихода:
«Католики Урала вынуждены были практиковать “семейные” формы религиозности в расчете на редкие приезды священника или посещать лютеранские общины, которые активно поддерживались горнозаводским начальством». (Е. Главацкая) 

В 1840-е годы в Екатеринбурге размещены Оренбургские линейные батальоны, где за участие в освободительном восстании отбывают наказание десятки католиков-поляков. Их окормляет капеллан, приезжающий раз в год из Казани. В 1860-е годы католиков в Екатеринбурге окормляет настоятель прихода в Перми – священник Шестаковский. И только в 1876 году был основан екатеринбургский приход, который собирался в часовне, устроенной в одном из частных домов, и назначен первый настоятель прихода – священник Франциск Буткевич. При этом екатеринбургский приход был основан как филиал пермского: католическое сообщество Перми многократно превосходило по численности екатеринбургское – в 1869 году пермская католическая община насчитывала более 1800 человек, в то же время, согласно данным переписи населения, в Екатеринбурге в 1873 году проживало только 143 католика.

Интересно, что селились поляки все рядом, в так называемом «польском» квартале – их теперь уже утраченные дома локализовались на современных улицах Малышева, Розы Люксембург и Белинского. И после смерти поляки старались «держаться вместе» – своих усопших поляки хоронили на лютеранском кладбище Екатеринбурга, на его католическом участке.

Что делали участники вместе?
Форма - групповая практика
Во второй половине XIX века возрастает интеграция Польши в российскую экономическую систему, и поляки начинают приезжать на Урал по собственной инициативе – на заработки. Количество католиков в регионе многократно возрастает, община становится активной и добивается разрешения на строительство в городе первого католического костела – Храма Святой Анны, который по сути становится официальным центром городской польской общины.

Альфонс Фомич Поклевский-Козелл. Фото Государственного архива Свердловской области.

Усадьба Поклевский-Козелл на Покровском проспекте (современный адрес Малшева, 46). Фото Государственного архива Свердловской области.

Важную роль в создании польской общины в Екатеринбурге сыграла польская династия Поклевских-Козелл во второй половине XIX века и ее родоначальник – Альфонс Фомич Поклевский-Козелл. Он родился в дворянской семье в 1809 или в 1810 году в Витебской губернии (современная территория Беларуси). Окончил Полоцкое высшее пиарское училище и продолжил образование в Виленском университете, но не окончил его из-за польского восстания 1830 года. Несколько лет служил в Санкт-Петербурге в разных чинах, затем решил связать свою судьбу с Сибирью. В Сибири женился, разбогател, создал большую семейную корпорацию, в которой работало большое число поляков из числа ссыльных и добровольных мигрантов.

В Екатеринбурге Поклевские-Козелл известны как крупные предприниматели, создавшие свой капитал на виноторговле, владельцы заводов, складов оптовой торговли, кабаков и трактиров. Они охотно помогали своим землякам в устройстве на работу, занимались благотворительностью – жертвовали большие средства на организацию и содержание больниц, школ, гимназий, библиотек. 

Католическая община Екатеринбурга несколько лет добивалась разрешения на появление костела, получив его, они избрали старост, среди которых был Альфонс Поклевский-Козелл, он же стал основным меценатом строительства храма.

Для поляков католический храм был единственной легальной формой существования национальной общины. При костелах, в частности при костеле Святой Анны в Екатеринбурге, организовывались библиотеки, где имелись книги на польском языке. Костел был центром бытовой солидарности – здесь проходили совместные празднования, собирали деньги и помогали бедным прихожанам. Католическая церковь была часть национальной самоидентификации, а из-за существующих законов в XIX веке католичество в России пережило национальную изоляцию. 

Как и для чего присоединялись другие?
Характер участия - органический
Храм строился на средства состоятельных горожан польского происхождения, но их активно поддержали и многие жители Екатеринбурга, приняв участие в «подписке» – общинном сборе средств. 

Собор Святой Анны. Фото Государственного архива Свердловской области.

Собор Святой Анны. Фото Государственного архива Свердловской области.

Собор Святой Анны в перспективе Покровского проспекта. Фото Государственного архива Свердловской области.

Альфонс Поклевский-Козелл выступил основным жертвователем на строительство костела, но важно, что собирали деньги все прихожане – кто сколько может. Люди собрали тысячу, Поклевский-Козелл дал остальные 19 тысяч рублей. Как многие храмы, этот строили всем миром – для будущих прихожан он был и символом их веры, и личным вкладом в ее укрепление и распространение, и формой этнического и религиозного объединения. Часть средств поступило из-за границы, где поляки также жертвовали на строительство храма на Урале. 

Цель
Представляя в екатеринбургскую думу планы по строительству, представители общины В.Е. Вашклевич и З.И. Миткевич, делали акцент на том, что храм украсит город: «Церковь будет каменная, в весьма изящном, готическом стиле», и просили отвести для нее одну из центральных пустопорожних площадей на Покровском проспекте. А когда, после окончания строительства, обнаружилось, что территория храма заняла чуть больше места, чем было согласовано, католики просили оставить его, ссылаясь на то, что обустроят вокруг костела аллею для прогулок, которая станет их вкладом в городское благоустройство. Идею в городской думе поддержали.

На освящение храма пришли горожане разных конфессий – костел для города стал не только религиозным объектом, но и вполне светским местом (католические песнопения воспринимались горожанами-не католиками чем-то вроде концертов духовной музыки и стали причиной естественного экуменизма в этом месте). 

С появлением католического храма екатеринбургские поляки официально заняли свое центральное место в городе, отражающее все возрастающую численность общины и ее участие и влияние на жизнь города.

В начале XX века количество прихожан костела уже насчитывало более тысячи человек (данные с сайта Храма Святой Анны, для сравнения – население Екатеринбурга в 1897 году составляло 43 239 жителей).  К этому времени екатеринбургский приход становится самостоятельной административной единицей и охватывает территории Екатеринбургского, Верхотурского, Камышловского, Шадринского и Ирбитского уездов.
В 1897 году католическая община приобретает усадьбу на Гоголя, 9 (на пожертвование В.А. Поклевского-Козелл). Впоследствии здесь откроется школа, библиотека, с 1909 года будет работать благотворительное общество «Пособие бедным прихожанам католического костела».

Наследие

  1. Дом Поклевских-Козелл/Свердловский краеведческий музей – ул. Малышева, 46
  2. «Польский квартал» в Екатеринбурге – ул. Малышева, ул. Розы Люксембург, ул. Белинского, ул. Гоголя. Большинство домов квартала к настоящему времени утрачено.
  3. Костел Святой Анны (построен польской общиной в 1884 году) – троллейбусное кольцо на перекрестке современных ул. Малышева и ул. Карла Либкнехта
  4. Екатеринбургский римско-католический храм Святой Анны – ул. Гоголя, 9/ В начале 90-х гг. XX века, после распада Советского Союза и возрождения религиозных сообществ, в Екатеринбурге появилось новое здание костела.
  5. Католический участок лютеранского кладбища – парк им. Блюхера. В 1970-80 годы кладбище было ликвидировано.

Больше о польской общине в лекции "Польский след в Екатеринбурге от царской ссылки до сегодняшнего дня" рассказывает Татьяна Мосунова

Подробнее в статье «…В весьма изящном, готическом стиле»: история католической традиции на Среднем Урале до середины 1930-х гг. Елены Главацкой