Гражданское участиеВ конце XIX в. коллекционеры живописи и художники объединились в Общество любителей изящных искусств – элитный клуб по интересам, который проводил лекции и мастер-классы, организовывал выставки и создавал культурный досуг для горожан.
Кто и для чего организовал сообщество?Субъект участия: общественный институт
Инициаторами и активистами общества стали И. М. Беленьков, И. М. Беренов, А. И. Гакель, архитектор Ю. О. Дютель, Н. А. Клепинин, В. Н. Мамин, Н. М. Плюснин, Г. А. Свечин, И. С. Сигов и другие. Вместе они расширили деятельность активного в то время Благородного собрания: представители городской элиты хотели разнообразить свою светскую жизнь и заполнить качественными событиями афишу дома Благородного собрания.
Здание Благородного собрания (сегодня - Карла Либкнехта, 38). Фото из Государственного архива Свердловской области.
Годом основания общества считается 1896, когда состоялись первые лекции и выставка живописи. В 1910-е в обществе появились разногласия – и идейные, и организационные: некоторые участники хотели усилить политическую составляющую, тогда как другие стремились оставаться только в поле искусства. Все это снижало мотивацию, и когда на очередное собрание пришло не больше четверти участников, было решено отказаться от нового созыва. После 1913 г. общество уже не вело активной работы.
Что делали участники вместе?Форма: групповая практика
Общество выполняло культуртрегерские функции. Оно одним из первых в Екатеринбурге стало проводить просветительские лекции об искусстве и тематические мастер-классы. Также в помещении Благородного собрания устраивались любительские музыкальные концерты, которые в разговорах назывались «пятницами».
Значимым направлением стала организация выставок. Первая прошла в 1897 г., на нее был объявлен открытый сбор произведений как среди членов общества, так и среди «посторонних лиц». Она продлилась неделю, всего посетителям показали 55 живописных и 18 акварельных картин, а также графику, фотографии и даже прикладное искусство – вышивку по бархату и плетеный ковер. В том числе много полотен представил Алексей Козьмич Денисов-Уральский – один из самых известных уральских живописцев и камнерезов. Первая выставка получила высокие оценки и привлекла сотни посетителей – большой успех для того времени. Дальнейшие выставки общества курировал Денисов-Уральский: вместе с коллегами он приглашал к участию столичных художников, и в Екатеринбург привозили произведения А. Бенуа, К. Гефтлера, А. Хренова и других. Основу же экспозиции всегда составляли произведения местных авторов. Всего с 1897 по 1913 гг. общество провело 13 художественных выставок, благодаря которым горожане узнали об уральских художниках. Одним из результатов выставок стал заметный рост интереса к живописи в городе: люди стали покупать полотна и практиковать занятия искусством.
Кроме того, художники получили заряд вдохновения от общественного (и порой даже массового) интереса к их работе, что стимулировало их творить больше и проводить выставки уже за пределами общества.
Другим значитмым проектом общества стала публичная библиотека. До конца XIX в. в Екатеринбурге не было общедоступной библиотеки, но потребность в ней явно назрела.
Здание публичной библиотеки имени Белинского (Карла Либкнехта, 8. Сегодня в здании находится библиотека для детей и молодежи имени Крапивина, библиотека Белинского продолжает функционировать в другом здании - Белинского, 15)
На особом собрании, приуроченном к 50-летию со дня смерти Виссариона Белинского, участники договорились посвятить будущую библиотеку имени этого литературного критика. В 1899 г. она была открыта. В основу книжных фондов библиотеки легли пожертвования частных лиц и общественных организаций. К моменту открытия в библиотеке насчитывалось 9971 экземпляров книг. Сначала она «путешествовала» по городу, занимая различные здания, пока в 1916 г. не обосновалась в своем первом доме на Вознесенском проспекте (сейчас – ул. Карла Либкнехта), где сейчас находится библиотека для детей и молодежи им. Крапивина. В 1953 г. Белинка переехала на Белинского, где находится и в наши дни.
Как и для чего присоединялись другие?
Характер участия: добровольный
На первом собрании общества в 1896 г. присутствовало 138 человек, из них 67 – в статусе учредителей. У общества было семь отделов: литературы, сценического искусства, музыки, живописи, ваяния и зодчества, художественной промышленности, фотографии и кустарной промышленности. В первые годы возглавлял общество архитектор Юлий Дютель, построивший множество особняков в Екатеринбурге.
Участников привлекали идеи самообразования и качественного досуга, а также возможность общения по интересам и статусу. Встречи общества проходили по пятницам в Благородном собрании, а в другие дни все желающие могли учиться живописи и музицированию.
Цель«Развитие в публике любви и интереса к изящным искусствам через конкурсы, выставки, обучение и просветительскую работу».
НаследиеПомещение Благородного собрания - Карла Либкнехта, 38
Библиотека Белинского - старое здание Карла Либкнехта, 8, библиотека, как институт, функционирует до сих пор.
Художественно-промышленная школа: здесь общество проводило некоторые свои выставки, в том числе выставка в 1905 г., на которой экспонировались работы как столичных, так и местных художников. Карла Либкнехта, 42
Коротко об обществе любителей изящных искусств в лекции "Гражданская солидарность дореволюционного Екатеринбурга" рассказывает Владимир Петрович Микитюк