Сообщества

Мусульмане Екатеринбурга

Гражданское участие
Татары Екатеринбурга, среди которых были и успешные предприниматели Агафуровы, Богатиевы и другие, объединились в Мусульманское благотворительное общество, чтобы поддерживать бедных и оказавшихся в трудной жизненной ситуации мусульман.

Исторический контекст
Татары живут на Урале уже более пяти столетий. Первая волна переселения приходится на середину XVI века, когда была захвачена Казань: из Поволжья татары отправились на восток и образовали деревни в нынешнем Ачитском, Нижнесергинском и Красноуфимском районах (многие татарские деревни существуют до сих пор). Следующая волна приходится на конец XVIII века и екатерининских реформ, но самое массовое переселение началось в конце XIX века и усилилось на фоне революции 1917 года и индустриализации.

На Урале татары вели торговлю или работали на заводах, лесозаготовках, железной дороге и в шахтах. Татары стремились держаться вместе, поддерживать национальные и религиозные традиции, помогать друг другу. В дореволюционном Екатеринбурге они вместе открыли молельный дом (известен с 1889 года), медресе, Мусульманское женское начальное высшее училище, Мусульманско‑русскую бесплатную библиотеку‑читальню, Но, пожалуй, самым ярким проявлением солидарности общины стало Мусульманское благотворительное общество.

Кто и для чего организовал сообщество?
Субъект участия: религиозное/этническое сообщество
Инициаторами благотворительного общества выступили обеспеченные представители татарской общины: Агафуровы, Богатиевы, Бахтияровы и другие. В то время были распространены различные общества: люди, которым было интересно проводить время вместе, объединялись ради помощи неимущим, но часто дело не шло дальше двух-трех встреч. Однако мусульманское сообщество в том или ином виде работало до конца царской власти и распалось после вынужденной эмиграции его основателей.

Общество вспоможения бедным магометанам задумано в 1905 году, а официально зарегистрировано в 1908-м. На 1 января 1910 года в него входило 116 членов, а председателем правления был избран Зайнетдин Агафуров.

Семья Агафуровых активно действовала в обществе: в нем состояли восемь представителей клана. Хисаметдин Агафуров приехал в Екатеринбург еще в XIX веке: родившись в татарской деревне на территории современного Татарстана, он поехал служить в армию вместо богатого соседа. Отслужив 12 лет, получил звание унтер-офицера, перевез на Урал семью и открыл первую лавку – лоток с сигаретами и фруктами на главной площади города. Постепенно его дело развивалось, к работе подключились подросшие сыновья, и «Торговый дом Агафуровых» стал самым крупным торговым предприятием в регионе.

Благотворительность считалась хорошим тоном для успешных предпринимателей, и Агафуровы решили помогать общине и организовать благотворительное общество для помощи бедным мусульманам и просветительской работы. Они хотели дать татарам возможность получить образование и при этом сохранить связь с корнями, то есть учиться на татарском языке.

Что делали участники вместе?
Форма - группа, практика
На рубеже XIX-XX веков в Екатеринбурге насчитывалось более тысячи мусульман, из них около двух третей относились к бедному слою населения. В рамках благотворительной деятельности участники общества собирали средства в пользу неимущих. В частности, общество оплачивало учебу для детей и курсы для женщин и напрямую помогали деньгами бедным семьям. На собранные деньги покупали одежду и обувь для учеников и учениц мусульманских школ и слушательниц акушерских курсов.

Одним из самых важных просветительских проектов стала библиотека с книгами, газетами и журналами на татарском и русском языках. Она открылась в 1911 г. и разместилась в доме Агафуровых, а посещали ее люди разных национальностей. Книги и журналы закупались или, что чаще, жертвовались меценатами. За 1915 год библиотеку посетило более семи тысяч человек.

Проводились и благотворительные акции. Например, в 1915 году состоялся «беговой день», а вырученные деньги были направлены на уставные цели общества. В том же году при Мусульманском обществе появился временный мусульманский комитет по оказанию помощи воинам и их семьям, и участники общества обратились к городских торговым служащим с просьбой отчислять в пользу комитета полпроцента с жалования. Также они попросили мусульманские компании отчислять один процент от суммы годового промыслового налога – также в фонд помощи воинам.

Еще одно направление для поддержки – это сотрудничество с обществом велосипедистов. Агафуровы сами были страстные велосипедисты и потому охотно поддерживали развитие велосипедного спорта в Екатеринбурге. В частности, при финансовом и деятельном участии Камалетдина Агафурова в 1900 году был построен первый профессиональный велодром, а рядом с ним разместился теннисный корт. Тогда же на набережнй был построен павильон в магометанском стиле – в нем можно было взять на прокат велосипеды для увеселительной прогулки по центру города.

Как и для чего присоединялись другие?
Характер участия: механический
Благотворительное мусульманское общество строилось на деловых отношениях и национальных связях внутри общины. Люди одной веры и происхождения не только сотрудничали или конкурировали в бизнесе, но и совершали добрые дела. В разное время в общество входило около 100 человек, и во главе всегда стояли влиятельные Агафуровы.

Цель
Своей целью общество видело «доставление средств к улучшению нравственного и материального состояния бедных мусульман города Екатеринбурга и Екатеринбургского уезда без различия пола, возраста, сословия, мусульманского вероисповедания», как цитирует уставные задачи екатеринбургская газета того времени. 

Наследие
Дом Зайнетдина Агафурова (ул. Сакко и Ванцетти, 24) – построен в 1985 году. Строительство начал глава клана Хисаметдин, но он успел построить только каменный первый этаж. После его смерти дом достраивался сыновьями по проекту архитектора Дютеля.
Дом Камалетдина Агафурова (ул. Сакко и Ванцетти, 28)
Стадион Екатеринбург-Арена: на этом месте раньше находился велодром – большой проект общества велосипедистов, который поддержали Агафуровы как финансово, так и организационно.
Татаро-башкирское кладбище: здесь находится фамильный склеп Агафуровых, а также могилы многих видных татарских деятелей. 
Павильон велопроката на набережной - деревянный плавучий павильон в мавританском стиле. Был построен в 1920-х годах и просуществовал до 1930-х
Молельные дома: в доме Агафуровых и по адресу ул. Студеная (сейчас – ул. Маршала Жукова), 8 (дом не сохранился).

Подробнее о Татарском сообществе в лекции "Татарская слобода Екатеринбурга" рассказывает Ильдар Хабибулин

Подробные статьи об истории татар и башкир на Урале - в блоге Рустама Бибикова