Сообщества

Всеобщее общество Картинники

Фото из архива музея Б.У. Кашкина.

Гражданское участие
Всеобщее общество «Картинник». Участники вовлекали горожан в публичную творческую деятельность.

Кто и для чего организовал сообщество?
Субъект участия - творческое сообщество

Всеобщее общество «Картинник» – сообщество, созданное Стариком Б.У. Кашкиным (Е.М. Малахин, 1938 – 2005) из единомышленников, по разным данным, в 1986 или в 1988 году. 
Евгений Малахин. Фото из архива музея Б.У. Кашкина.

Евгений Михайлович Малахин (настоящее имя Старика Б.У. Кашкина) всю жизнь работал инженером-энергетиком и много ездил по стране. Одним из первых в СССР он стал заниматься слайдовой фотографией в конце 1960-х, а потом заинтересовался самиздатом. Во второй половине 1980-х он начал конструировать образ Старика Б.У. Кашкина – этакого скомороха, который сам облачает себя в странные наряды и головные уборы с бубенчиками (их у него была целая коллекция). Он сумел построить вокруг себя целую мифологию, из которой родился его большой проект – Всеобщее общество «Картинник». Сообщество стало отдушиной для творческих людей, где в центре промышленного города можно было встретить единомышленников, провести время за творческой трудотерапией, обсудить увиденное и прочитанное или просто расслабиться.

Что делали участники вместе?
Форма - групповая практика
Участники «Картинника» собирались вместе, чтобы порисовать или подготовить материалы для творческой работы, создавали плакаты, перформансы, росписи, проводили мероприятия.

В мастерской Б.У. Кашкина 1989 год. Фото из архива музея Б.У. Кашкина

Одним из основных занятий участников «Картинника» была роспись морально-шинковательных или морально-бытовых досочек. Это были обычные кухонные досочки для разделки продуктов, которые они находили на помойках и расписывали иллюстрациями на стихи Малахина. Они вообще многое там находили: «Помойка – кормилица», – говорили они. 

Тексты Малахина опирались на практику обэриутов и одновременно представляли собой что-то вроде современных частушек. Как правило, это были очень простые, жизненные истины о том, что нужно дружить с животными, беречь природу, жить в мире друг с другом. Часто использовались текстовые каламбуры, поэтому фраза могла быть по-разному проиллюстрирована на морально-шинковательных досочках или на стенах гаражей и заборов. 

"Муж не пьет, не пьет жена / Если пьет - его вина". Фото из архива музея Б.У. Кашкина


"Открываю двери, а за ними звери "Здравствуйте друзья" говорю им я" ото из архива музея Б.У. Кашкина

"В 3 часа по воскресеньям на плотинке скоморохи дарят обществу картинки" Фото из архива музея Б.У. Кашкина

Участники «Картинника» производили досочки в огромных количествах и раздавали их во время так называемых «акций коммуникации». Они выходили на улицы в центре города, в основном собирались в Историческом сквере, на Плотинке или в сквере на Площади 1905 года, расставляли самодельный шатер, развешивали досочки, начинали петь, плясать и выкрикивать тексты с этих досочек. Прохожие часто присоединялись к этому действу, поэтому «акции коммуникации» содержали черты хэппенинга. Смельчаки, которые вовлекались в акцию, получали досочки с рисунком в подарок. Сейчас такие досочки хранятся в некоторых екатеринбургских семьях. 

Хэппининг Картинников на "Пятаке" - в сквере на площади 1905 года. Фото из архива музея Б.У. Кашкина

Хэппининг Картинников на "Пятаке" - в сквере на площади 1905 года. Фото из архива музея Б.У. Кашкина

Хэппининг Картинников на "Пятаке" - в сквере на площади 1905 года. Фото из архива музея Б.У. Кашкина

Выступление Б.У.Кашкина  предположительно в ЦПКиО имени Маяковского. Фото из архива музея Б.У. Кашкина

Перформеры «Картинника» также выступали в перерывах рок-концертов, ездили с гастролями в другие города с рок-клубом. Они претендовали не на сцену, а на самый проходимый угол в фойе, например, по пути от сцены к буфету. Как вспоминают участники, иногда вокруг Малахина и его группы собиралось больше людей, чем было в зале. 

Картинники во Дворце Молодежи. Фото из архива музея Б.У. Кашкина

Еще одно направление работы с городским пространством также оформилось в начале 1990-х годов, это было разрисовывание стен гаражей, заборов и мусорных баков. Малахин называл эти росписи миниментальными, противопоставляя монументальным. Участники расписывали маргинальные зоны города такими же картинками и текстами, как на морально-шинковательных досочках. Кто не умел рисовать, был лучшим исполнителем, поскольку Малахин ценил непосредственность и живость в изображениях. 

"Беспечен у косули вид /а это грустно, грустно: /она забыла алфавит/ и письменно и устно". Фото из архива музея Б.У. Кашкина

Как и для чего присоединялись другие?
Характер участия: добровольный
Участники «Картинника» специально никак не определяли свой состав и границы, потому что в мастерскую к Малахину мог прийти кто угодно. Люди приводили друзей, друзья приводили своих друзей, кто-то появлялся один раз, кто-то время от времени, а кто-то приходил постоянно. 

Среди постоянных участников были музыкант Виктор Дворкин, художницы Екатерина Шолохова и Екатерина Дерун, поэт и литератор Владимир Болотов, Вера Долгошея и Рустам Бикбов, инженеры Владимир Гнедков и Игорь Бурин, Ярослав Миннулин. Для постоянного костяка участников были обязательны псевдонимы, они придумывались с помощью ассоциативных цепочек из фамилий или выдуманных слов.

Б.У. Кашкн в мастерской. Фото из архива музея Б.У. Кашкина.

База «Картинника» располагалась в подвалах исторических домов по ул. Толмачева (до нашего времени дома не сохранились). Туда можно было прийти в любое время, но не в любом состоянии – трезвость была обязательным условием. Можно было переночевать или пожить какое-то время. Никому нельзя было сидеть без дела и болтать, сразу нужно было рисовать, готовить досочки и прочее. В этом была важная социальная миссия Малахина – прививать активную позицию, приучать к деятельности. Тексты, с которыми они работали в огромном количестве, тоже были об этом.

Цель
Всеобщее общество «Картинник» вело сознательную работу по гуманизации городской среды, которая была маргинальной в 90-е. Участники стремились превратить серый, скучный и очень неприветливый город в пространство одомашненное, чуть расцвеченное. С помощью музыки, перформансов и росписей они выражали простые человеческие ценности. Многие вспоминают, что общество «Картинник» было безопасным пространством, где каждый мог побыть среди единомышленников. Это было пространство для творческого эксперимента, отдушина для тех, кому хотелось добавить больше творчества в свою повседневность. «Картинники» продолжили собираться после ухода Малахина из жизни в 2005-м году и поддерживают общение до сих пор.

Б.У. Кашкин с соратниками у театра Музкомедии. Фото из архива музея Б.У. Кашкина.

Наследие
На момент 2021 года в Екатеринбурге сохранилось две росписи. Во дворе на пр. Ленина, 5 есть и аутентичные росписи, которые были созданы под руководством и при участии Малахина, и изображения, сделанные уже после его смерти. На улице Толмачева также еще видны росписи, созданные при жизни Малахина, хотя они уже почти выгорели и размылись.
Подробнее о «Картинниках» можно узнать в музее Б.У. Кашкина и в работе исследовательницы Дарьи Костиной «Жизнь и игра Старика Букашкина»

Лекция "Б.У.Кашкин и Всеобщее общество Картинник: гуманизация городского пространства 1990-х" рассказывает Дарья Костина