Исторический контекстЕврейская диаспора появилась и сформировалась в Екатеринбурге довольно поздно – только во второй половине XIX века. Препятствовало этому искусственное ограничение нахождения людей иудейского вероисповедания на русской территории.
После раздела Речи Посполитой в XVIII веке к России переходят огромные территории – территории современной Литвы, Беларуси, Украины, и как раз на этих территориях проживает множество евреев, которые исповедовали иудаизм и говорили на идише. Что с ними делать – было совершенно непонятно, поэтому Екатерина II вводит так называемую «черту оседлости» – выделяет территории, на которых разрешается проживать иудеям, и если иудей хочет покинуть эту территорию, требует его обращения в христианство.
Но в начале XIX века уральские заводы начинают привлекать квалифицированные рабочие кадры, инженеров, а города – купцов, и так или иначе иудеи начинают появляться и на Урале. Об этом во время своей поездки в Екатеринбург в 1824 году случайно узнает император Александр I и отправляет в Пермскую губернию секретный циркуляр, в котором запрещает даже временное пребывание евреев в Екатеринбурге и на местных заводах: «…евреи, вопреки коренных государственных узаконений, стекаются на горные заводы, и занимаясь тайною закупкою драгоценных металлов, развращают тамошних жителей ко вреду казны и частных заводчиков».
Однако уже в 1827 году законодательство меняется – император Николай I вводит воинскую повинность для евреев. Призыв на службу начинался с двенадцати лет. Мальчиков отправляли в школы военных кантонистов, где они обучались языку, военным знаниям, а также получали образование различных мастеров: сапожников, портных, что должно было помочь им в последующей службе в армии. В восемнадцать лет они поступали на службу в армию, где служили следующие 25 лет. Таким образом семьи, откуда забирали детей в кантонисты, прощались с ними навсегда. Прежде всего, потому, что детей на учебу увозили далеко. А также потому, что одной из целей этого призыва была ассимиляция – и большинство этих мальчиков меняли веру. Появление первых еврейских общин на Урале связано именно с вынужденным переселением иудеев по военной службе.
С этого времени евреи начинают обживаться и в Екатеринбурге – приезжая на службу, они создают семьи, строят дома, открывают свой первый молельный дом и устраивают еврейское кладбище (бывшая часть Михайловского кладбища, сейчас – территория парка им.Блюхера). Солдаты-евреи создали первую в городе еврейскую общину, но приходит новый главный горный начальник, и вспоминая секретный указ Александра I, он высылает всех иудеев из города – в 60-х годах XIX века в Екатеринбурге нет ни одного. Однако спустя время законодательство смягчается, и черту оседлости разрешается покидать купцам 1-й гильдии, всем лицам с высшим образованием, врачам, разным ремесленникам и их ученикам. И новые еврейские переселенцы начинают формировать в Екатеринбурге свою постоянную еврейскую общину (которая существует и по сей день).
Кто и для чего организовал сообщество?Субъект участия - этническое и религиозное сообщество
В 1873 году, согласно переписи, в Екатеринбурге проживало всего 13 иудеев, в 1887 году – уже 238 человек, к 1897 году их число выросло до 303 мужчин и женщин. А в 1912 году численность еврейской общины в Екатеринбурге была уже около тысячи человек. Как и любое сообщество, община занималась помощью единоверцам и улучшением своего положения в городе.
К концу XIX века евреями в городе были основаны торговые предприятия: «Братья Кац», «Товарищество Берх и Лазарев», «Шихин и Липковский», «Уральское технико-промышленное товарищество» Л.А. Кроля и Л.В. Меклера, «Братья Фельдштейн» и прочие организации. Газеты запестрели объявлениями, в которых звучали еврейские фамилии – Перетц, Кисельман, Иофин: врачи рекламировали свои услуги, купцы – свои магазины.
По словам исследователей, в архивах нет описания быта екатеринбургских евреев в конце XIX — начале XX вв., и крайне мало документов о самой еврейской общине. Исследователь Ирина Антропова пишет, что «с уверенностью можно сказать только, что ее социальный статус значительно вырос по сравнению с 70−80 гг. XIX в. На первые посты выдвинулись грамотные, интеллигентные, состоятельные люди. В то время принадлежность к активу общины являлась показателем скорее социального положения, чем вопросом религиозности. К тому же деятельность по открытию синагоги и т. п. была для еврейских интеллигентов частью борьбы за свои гражданские права. Некоторые богатые евреи-купцы, предприниматели или высокопоставленные служащие принимали непосредственное и деятельное участие в делах еврейской общины».
Вот несколько известных фамилий, которые оставили свой след в истории Екатеринбурга. Купец первой гильдии Генрих Перетц открыл в городе свои прачечные, белошвейное производство, несколько магазинов, фабрику пуха и пера. Его товар пользовался спросом не только на Урале, его знают по всей стране: несколько заказов Перетц получил даже от самой императорской семьи. У Генриха Борисовича и его жены Жозефины было 13 детей – все они получили высшее образование и впоследствии оказали влияние как на развитие города, так и на развитие страны. Среди них были адвокаты, врачи, а Леопольд Перетц, микробиолог, изобрел колибактерии для нормализации флоры кишечника (применяются и сейчас – для восстановления иммунитета после лечения антибиотиками). Семья Перетц поддерживали еврейскую общину и высадили на еврейском кладбище красивую тополиную аллею. Усадьба семьи на Главном проспекте – памятник культурного наследия.
В доме на Малышева, 58 (бывший Покровский проспект), принадлежавшем купцу Полякову Харитону Павловичу (настоящее имя – Хаим Пейсахович), владельцу первой кондитерской фабрики в Екатеринбурге, по легенде хранилась касса еврейской общины. Для расширения деловых возможностей (и чтобы обойти ограничительные для евреев законы того времени) Харитону Павловичу пришлось принять лютеранство и развестись со своей женой в синагоге, а после – снова пожениться в кирхе.
Красивое здание на Пушкина, 8 было построено владельцем первой на Урале часовой фабрики Анцелем Вольфовичем Анцелевичем как доходный дом, но осталось в городской памяти как «дом врача Асса»: дочь Анцелевича вышла замуж за дантиста Самуила Асса, и он открыл здесь свой кабинет. А сын Анцеля Анцелевича был казенным раввином еврейской городской общины. В России существовала система двойного раввината: был духовный раввин, который отвечал за религиозные традиции и обряды, и казенный – он был, так скажем, деловым представителем общины и отвечал за взаимодействие общины и государственных структур.
Еще один известный представитель общины – женский и детский врач Исаак Абрамович Сяно, один из первых профессиональных гинекологов Екатеринбурга. Совмещал врачебную практику со служением моэлем в общине (моэль – служитель, который проводит еврейский обряд обрезания). Дом доктора Сяно был построен в 1910 году по проекту главного архитектора Екатеринбурга Ивана Янковского, по легенде, Сяно был врачом его жены.
Что делали участники вместе?Форма - групповая практика
Открытие синагоги было для общины крайне важным делом. Разрешение на строительство получили не с первого раза. В отсутствии официальной молельни и казенного раввина во второй половине XIX в. иудеи Екатеринбурга вынуждены были для регистрации браков, рождений и смертей ездить в Пермь или ждать приезда общественного раввина. Согласно переписи 1887 года, в Екатеринбурге появился раввин Зундель Кац, у него на съемной квартире единоверцы собирались на молитвы в главные иудейские праздники.
Синагога была зарегистрирована в 1906 году. Община имела планы приобрести для нее собственное здание, но до этого они арендовали помещение в здании на современном перекрестке Попова и Сакко и Ванцетти (ул. Усольцевская, 52).
Поскольку религиозная община не имела права приобретать недвижимость, то собственность была оформлена на его членов – Е. М. Соломонова и Л. И. Дукельского, которые имели право приобретать землю по своему образовательному и социальному цензу. В 1917 г. ими были куплены два соседних участка земли с домами по ул. Гоголевской, 12 и 14. Впоследствии, при первой возможности, они передали общине права на собственность. После революции 1917 года был закуплен строительный материал и в торжественной обстановке совершена закладка синагоги. Позднее, в 1920 году, уполномоченный еврейской религиозной общины З.Н. Эпштейн так описывал это событие: «Присутствовало чуть ли не поголовно все еврейское население города, раввины произносили речи, пелись псалмы и совершались все обряды, которые полагаются по еврейскому ритуалу. Это был еврейский народный праздник. К радостному событию присоединили и историческое значение, устроив синагогу в память падения самодержавия и получения евреями равноправия. И это увековечено медной доской под первым камнем с соответствующей надписью. Фундамент был заложен, работы быстро двинулись вперед, но настало смутное время гражданской войны, от которой Екатеринбург особенно сильно пострадал, и работа по постройке синагоги должна была временно приостановиться».
После прихода к власти большевиков был принят «декрет о земле». Вся собственность общины в том же году подлежала национализации, однако верующие продолжали ей активно пользоваться и бороться за синагогу. Тем не менее участки земли со зданиями и стройматериалами уже через несколько месяцев были реквизированы под строительство городской электроподстанции.
Протесты ни к чему не привели, и община была вынуждена перевезти все имущество молельни в собственный дом раввина Э. Ф. Левина на Главный проспект, 59.
В мае 1923 года иудеи направили прошение о регистрации общества «Екатеринбургская еврейская община». Они подготовили устав, согласно которому община оказывала материальную помощь своим членам: престарелым, инвалидам и сиротам. Эта еврейская «богадельня для престарелых и детей» просуществовала всего три года. После проверки культового имущества в 1927 году она была ликвидирована. Согласно уставу общества, оно могло быть закрыто по постановлению Екатеринбургского губисполкома или вследствие ареста части членов ВААДа, что и произошло в 1937 году, когда были расстреляны несколько человек, в том числе и председатель правления.
После октябрьской революции 1917 года екатеринбургские иудеи могли собираться для молитвы в нескольких помещениях: на ул. Гоголевской, 14 – до 1920 г., на ул. Белинского, 17 – до 1923 г., в синагоге на ул. Усольцевской, 52 (совр. Сакко и Ванцетти) – до 1928 г. и в молельном доме, при микве на Сибирском проспекте, 40а. По праздникам моления проводились еще и на пр. Ленина, 59 в бывшем доме раввина, пока в 1928 г. разрешение не было аннулировано. В 1926 г. члены общины собирались «на молебства в праздничные дни» еще и на ул. Якова Свердлова, 20, в доме Гальпера.
После 30-х годов в Свердловске осталось только одно место, где проводились религиозные иудейские обряды. Это маленькое деревянное строение на Сибирском проспекте (современной улице Куйбышева, рядом с усадьбой Рязановых), где в 1916 году была построена миква (бассейн для ритуального омовения) по инициативе благотворительной еврейской организации – в годы Первой Мировой войны размер общины увеличился из-за притока беженцев и согласно прошению общины бассейн должен был служить как для гигиенических целей «для евреев беженцев и беднейших жителей [из] екатеринбургских евреев», так и для обрядов. Эта синагога просуществовала в городе до 1961 года и была снесена в связи с благоустройством поймы реки и сносом бараков. Новая современная синагога Екатеринбурга была построена именно на этом месте – в 2005 году.
Другие совместные практики общины были связаны с благотворительной деятельностью. При содействии еврейского комитета помощи жертвам Первой мировой войны в городе была открыта бесплатная кошерная столовая при доме раввина на ул. Тихвинской и детский приют. Община основала «Общество пособия бедным евреям», которое помогало вынужденным переселенцам.
Как и для чего присоединялись другие?Характер участия - органический
Сплоченность еврейской общины определяют как исторические причины (автономия в силу законодательных ограничений на перемещение), так и религиозные традиции, связанные со значимостью института семьи у иудеев. Солидарность в общине возникала благодаря множественным родственным связям евреев и патриархальной роли семьи. Тора предписывала братьям помогать друг другу в сложных обстоятельствах: брат был обязан выкупать брата из плена или рабства, вернуть семейный надел, проданный в трудную минуту, а каждый член семьи считался ответственным за ее доброе имя: «Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется», «Тот, кто навлекает бесчестие на себя, навлекает его на всю семью».
ЦельЦель еврейской общины – естественная, сформировавшаяся под гнетом исторических ограничений: выжить, преуспеть в делах, обеспечить своих потомков наследством. Сохранение общинных связей позволяло им решать эти общие для всех мигрантов вопросы. А свойственная этому народу предприимчивость помогала им адаптироваться к любым обстоятельствам, временам и режимам, оставить свою память и наследие в любом месте, где им довелось жить.
НаследиеУсадьба Дрозжиловых – Перетц (сегодня Проспект Ленина, д. 7 )
Дом врача Асса (сегодня Ул. Пушкина, д. 8)
Дом доктора Сяно (сегодня Ул. Карла Либкнехта, д.2 )
Еврейское кладбище – сегодня часть территории парка им. Блюхера.
Подробнее о еврейской общине Екатеринбурга в лекции "История появления еврейской общины в Екатеринбурге" рассказывает Елизавета Заболотных