Сообщества

Свободные художественные мастерские

Гражданское участие
В Государственных свободных художественных мастерских объединялись художники-мастера и их ученики для обучения и совместного творчества. В Екатеринбурге-Свердловске свободные мастерские стали местом эксперимента и авангардных практик.

Исторический контекст
Первым на Урале государственным художественным учебным заведением была Екатеринбургская художественно-промышленная школа, основанная в 1902 году. В ней обучали ювелиров, камнерезов и краснодеревщиков. Одним из ее учеников был Иван Шадр. Система образования в этой школе копировала столичные художественные школы: образование было платным, а для поступления нужно было пройти конкурс, поэтому поступить могли только самые талантливые абитуриенты, а доучиться до конца – обеспеченные или сумевшие найти стипендию студенты.
Здание художественной школы. Сегодня надстроено на 2 этажа, находится по адресу ​Карла Либкнехта, 42​

Но после 1918 года основанные в царской России институты закрываются, а на смену им приходят свободные художественные мастерские. На Урале такие мастерские возникли в Екатеринбурге, Перми, Уфе, Оренбурге, Кунгуре и Кудымкаре.
Отступая, белая армия вывезла всю школу – не только людей, но и оборудование, материалы и инструменты. Остались только помещения – их и заняли свободные мастерские.

Кто и для чего организовал сообщество?
Субъект участия: общественный институт 
Свободные мастерские по всей стране вскоре после революции 1917 года учреждало и финансировало государство, однако для художников снимались все ограничения. В Екатеринбурге организаторами и преподавателями были Петр Соколов, Анна Боева, Ефим Равдель, Александр Лабас, Николай Циковский – представители авангарда.

Преподаватели Екатеринбургских СГХМ. 1920Первый ряд: Н. Николаев, Сергей Сенькин, Николай Лаков.Второй ряд: А. Лабас, Константин Мацкевич, Ефим Равдель, Петр Соколов.Третий ряд: М. Кукурудзе, С. Чучкалов, М. Плаксин, М. Лаков, Н. Цицковский. Фото ?????????

Петр Ефимович Соколов и Анна Федоровна Боева. Фото 1920-х годов

Мастерские объединили разных художников, которые принадлежали к разным направлениям и школам и по-разному оценивали цели и задачи искусства и обучения. Но их всех интересовали художественные эксперименты, они жаждали обновления искусства. Они стремились изжить декоративность и академизм и показать ученикам революционное искусство. По воспоминаниям художников, в мастерских выбрасывали академические пособия, разбивали гипсовые произведения. В мастерских старались создать прогрессивные, революционные произведения. Но также был определенный конфликт в том, что эти произведения были непонятны "простому народу" .

В 1920 году была объявлена централизация мастерских, а программа обучения учеников стала единой для всей страны. Предполагалось, что в Екатеринбурге появится уральский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), ориентированный на промышленный дизайн и художественное конструирование.

В конце 1920-х годов мастерские перешли на баланс региональных властей, которые не были заинтересованы в их развитии. Без поддержки широкой публики и чиновников, авангардисты-основатели мастерских постепенно покинули Екатеринбург, а мастерские были преобразованы в Уральский художественно-промышленный техникум.

Что делали участники вместе?
Форма: групповая практика, события

Основная идея мастерских – обучение и совместное творчество. Обучение было бесплатным и без конкурса, а сами занятия строились так, что учителя и ученики работали и экспериментировали на равных.

Екатеринбургские свободные художественные мастерские.  Фото нач. 1920-х годов


Помимо образования и регулярной творческой практики, организаторы мастерских проводили выставки и другие публичные мероприятия. Петр Соколов был убежденным авангардистом и желал, чтобы его ученики, а за ними – и весь город, почувствовали мощь авангардной культуры. По его инициативе, в 1920 году в Екатеринбург привезли первую выставку авангардистов, и горожане, а вместе с ними и уральские художники, впервые увидели произведения Малевича, Родченко, Татлина, Кандинского, Ларионова и других преподавателей и учеников свободных мастерских со всей страны. Художники сами отбирали произведения для экспозиции, и всего в помещениях екатеринбургских мастерских разместилось около 60 работ.

После завершения выставки картины не вернули в Москву, а оставили в запасниках до 1980-х. И если в двадцатые годы публика отнеслась к выставке крайне критично, то после 1990-х эта уникальная коллекция стала предметом гордости Екатеринбургского музея изобразительных искусств и всего города.

Как и для чего присоединялись другие?
Характер участия: добровольный
В мастерские мог поступить кто угодно, независимо от пола, возраста и опыта. Не нужно было сдавать экзамены или платить за обучение. Все желающие могли выбрать себе мастерскую, а точнее – мастера, среди которых были и вышедшие из подполья художники авангарда, хотя официально заявлялось, что преподавать могут только художники-реалисты.

Сохранились свидетельства о том, что в мастерских царил дух свободы и эксперимента. Мастера могли работать с учениками по своему усмотрению и собственной программе, а ученики могли переходить от одного мастера к другому и пробовать свои силы в разных направлениях искусства. Постепенно вокруг авангардистов сложился круг верных учеников, и многие из них к концу 1920-х годов уехали из Свердловска вслед за своими мастерами.

Соколов. Композиции из геометрических фигур. Б., акв, кар. 1923. Государственный музей искусств им. И.В. Савицкого. Нукус, Узбекистан.

Наряду с революционным искусством, в свободных мастерских практиковали более традиционные направления. Одним из мастеров был художник Леонид Туржанский, ученик импрессиониста Константина Коровина. Туржанский объединил вокруг себя ценителей пленэров, но не смог противостоять давлению авангардистов и покинул мастерские.

Леонард Викторович Туржанский (1874 – 1945).

Л.В. Туржанский. Первый снег. Нач. 1920-х, х., м.

Модернизмом был увлечен и еще один мастер – Александр Парамонов, выпускник училища Штиглица. Вместе с учениками он работал над агитационными плакатами, афишам и росписями, где они учились соединять элементы модерна и советского быта.

Александр Никитич Парамонов (1874 – 1949 ). Фото 1920-х годов

А.Н. Парамонов. Эскиз плаката. 1920. Частное собрание. Екатеринбург.

Еще одна важная фигура мастерских, объединившая вокруг себя учеников и последователей, – это скульптор Степан Эрьзя. Он занимался монументальными формами и занимал большую мастерскую, что всегда было предметом зависти и споров авангардистов. Среди его работ – памятники Карлу Марксу, Уральским коммунарам, Освобожденному труду (он же – «Ванька голый» в народе). Все эти работы оказались резонансными и вызвали негодование многих современников, в том числе Петра Соколова. Череда скандалов, связанных с работами Эрьзи, привела к тому, что в нем разочаровались и чиновники, и коллеги по мастерским. Однако сам скульптурный класс мастерских пережил свободные мастерские, был реорганизован в Уральский художественно-промышленный институт, а затем в техникум.

Степан Дмитриевич Эрьзя (1876 – 1959)

Скульптурная мастерская Екатеринбургских свободных художественных мастерских. Фото нач. 1920-х годов

Цель
Государственные свободные художественные мастерские появились в Екатеринбурге-Свердловске, как и в других городах страны, для реформы художественного образования. Они должны были решать задачу строительства новой советской художественной культуры.

Наследие
Мастерские располагались по адресу ул. Тургенева, 23/1
Екатеринбургский музей изобразительных искусств, ул. Вайнера 11: здесь хранится коллекция советского авангарда.
Бюст Петра Ильича Чайковского – работа выпускника Уральского художественного техникума Ивана Бирюкова. Скульптура была заказана в 1928 году на волне популярности Чайковского, но сразу после установки политика партии изменилась и бюст сняли. Он долго хранился в подвалах музыкального училища и в Алапаевске, а затем, ближе к 1990-м, скульптуру наконец установили на постамент.

Подробнее Екатеринбургских свободных государственных художественных мастерских рассказывает в своей лекции  Евгений Алексеев, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств Уральского федерального университета.


А также в статье Евгения Алексеева "Петр Соколов - уполномоченный свободных государственных художественных мастерских: судьба реформатора"