Гражданское участиемузыканты и артисты создали рок-клуб, чтобы получить официальную возможность выступать для широкой публики.
Исторический контекстВ конце 1980-х во многих крупных городах Советского Союза появлялись рок-клубы и рок-фестивали. Уральский рок ведет свой отсчет от 1980 года, когда группа «Сонанс» выпустила первый самостоятельный рок-альбом «Шагреневая кожа», в создании которого участвовал Сан Саныч Пантыкин – дедушка уральского рока.
Группа Урфин Джюс, 1982 год. Рекламное фото к альбому. Фото из книги Дмитрия Карасюка: Свердловская рок-энциклопедия.
Однако с концертами дело обстояло сложнее. В 1970-80-е любая музыка любого ВИА, которая звучала из радиоточек и телевизора, была «залитована». Литовкой, то есть утверждением и выдачей разрешений, занимался специальный цензорский орган, и оценивали цензоры каждую песню. И даже с залитованным текстом и музыкой нужно было пройти аттестацию. Цензура тщательно проверяла каждый музыкальный номер, чтобы слух и зрение советского человека не было оскорблено.
Случались и курьезные случаи. Например, группа «Метро» однажды написала песни на стихи бельгийского коммунистического поэта Мориса Карема, сборник которого был официально издан в Советском Союзе. А когда музыканты пришли литоваться, им все равно отказали.
Этот случай говорит только о том, что цензоры не хотели брать на себя никакой ответственности за рокеров. Исполнители ссылались на опыт ленинградского рок-клуба, где группы получали одобрение литовщиков, просили дать им шанс заявить о себе. Приходилось правдами и неправдами вписываться в фестивали студенческих песен, получая выговоры и ставя под удар организаторов. В 1985 году в Свердловске не прошло ни одного официально разрешенного рок-концерта. Например, группа «Чайф» провела свой первый концерт 29 сентября 1985 года только «для своих»: директор ДК пустил их на свою сцену по знакомству.
Кто организовал сообщество?Субъект участия: общественный институт
Свердловский рок-клуб появился как общественная инициатива – от участников рок-групп. Учредителями стали: обком Комсомола (отвечал за идеологию), Управление культуры (за бюрократические вопросы), профсоюзы (за материальную базу, включая комнату №64 в ДК Свердлова, куда «поселили» рок-клуб).
ДК Свердлова, где располагался Свердловский рок-клуб. Фото ГАСО.
К этому моменту в городе образовался сплоченный круг единомышленников из нескольких десятков человек, которые собирались на совместное музицирование, обсуждали новые песни и ездили к друзьям в другие города. Двигателем процесса выступили студенты Свердловского архитектурного института. Студенты начала 80-х рассказывают, что «Арх» был местом со своими вольными традициями: например, между лекциями в радиорубке могли поставить Led Zeppelin на весь институт, и никто не предъявлял никаких претензий.
Дом культуры Автомобилист, где прошел первый рок-фестиваль в Свердловске. Фото из книги Дмитрия Карасюка: Свердловская рок-энциклопедия.
В июне 1981 года по инициативе комитета комсомола Свердловского архитектурного института состоялся первый рок-фестиваль. На сцену ДК «Автомобилист» (ныне – Свято-Троицкий кафедральный собор) тогда вышли семь групп. На следующий день бюро обкома ВЛКСМ провело экстренное собрание – организаторам поставили в вину, что они не осуществили «идеологический контроль» и невнимательно отнеслись к текстам групп. Фестиваль на призы САИ (Свердловского архитектурного института) стал одним из самых больших событий в рок-истории Свердловска.
По городам, управлениям культуры и комсомольским органом рассылались «черные списки», чтобы не допустить исполнения песен тех или иных команд. Например, в свердловском списке 1983-84 годов были «Наутилус Помпилиус», «Метро» и «Урфин Джюс».
Списки нежелательных групп. Документ предоставлен Светланой Толмачевой, рок-гидом.
В декабре 1983-го в Свердловск пригласили Майка Науменко – он выступил на нескольких полуподпольных концертах-квартирниках. Вместе с ним приехал и Виктор Цой, тогда мало кому известный в Свердловске.
Что делали участники вместе?Форма: групповая практика и события
Первое собрание клуба состоялось 15 марта 1986 года. В ДК Свердлова на улице Володарского рокерам выделили комнату, президентом стал Николай Грахов, а шефство над ними взял комсомол. Свердловский рок-клуб просуществовал до 1991 года, и эти пять лет дали Свердловску-Екатеринбургу мощный творческий и социальный импульс.
Николай Грахов . Фото предоставлено Светланой Толмачевой, рок-гидом.
Во время первого фестиваля, который проходил 20-22 июня 1986 года, музыканты выходили на сцену зала ДК Свердлова, рассчитанного на 630 мест, чтобы выступить перед другими музыкантами и цензорами – литующими специалистами. У литовщиков были в руках напечатанные тексты, они отсматривали выступления и кого-то одобряли, а кого-то нет. Это событие считается первым фестивалем Свердловского рок-клуба.
Группа Чайф на I фестивале СРК 1986.06.20 . Фото Олега Раковича из книги Дмитрия Карасюка: Свердловская рок-энциклопедия.
Группа Урфин Джюс на I фестивале СРК. 1986.06.21 Фото Олега Раковича из книги Дмитрия Карасюка: Свердловская рок-энциклопедия.
В 1987 году фестиваль Свердловского рок-клуба проходил уже в ДК УЗТМ, а в комиссии литующих был, например, Андрей Матвеев – уральский писатель, который много времени проводил с рокерами и писал о них. К литовкам относились уже намного спокойнее.
В 1988-89 году наступил расцвет рок-клубного движения. Литовки перестали быть необходимыми. Более того, фестиваль превратился в огромное событие на официальной площадке Дворца молодежи. Выступали «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи» и другие.
В 1991 года история Свердловского рок-клуба закончилась, началась история российского рока. В 90-е еще были попытки реанимировать Свердловский рок-клуб, чтобы делиться опытом с молодыми командами, поддерживать начинающих. Но это не получило развития.
Как и для чего присоединялись другие?Характер участия: механический
Критерии вхождения в сообщество трансформировались каждый год. Сначала, в 86-м, нужно было пройти литовку и выступить на мастерской Свердловского рок-клуба, которое мы сейчас называем первым фестивалем. Получив одобрение литовщиков, группа входила в Свердловский рок-клуб. На каждого музыканта заводили анкету с персональными данными: фамилия, имя, отчество, в какой команде играешь, какую музыку слушаешь, чем будешь заниматься в Свердловском рок-клубе.
В 1987 году можно было уже просто подать заявку на вхождение в Свердловский рок-клуб, а литовка ушла на второй план. Проводились мастерские, на которых оргкомитет Свердловского рок-клуба прослушивал желающих вступить в сообщество. Если музыканты дотягивали до определенного уровня, их с удовольствием принимали.
Вступали в рок-клуб не только музыканты, но и те, кому было интересно поддерживать коммьюнити. Например, кинорежиссер Алексей Балабанов был членом Свердловского рок-клуба, как и Старик Б.У.Кашкин.
ЦельКультура
Команды на первых порах вступали в Свердловский рок-клуб, чтобы выйти на большую аудиторию, иметь возможность официально давать концерты.
Свердловские рокеры рвались на большую сцену, потому что у них была мощь и напор, квартирники их не устраивали. Пытаясь установить диалог с официальными органами, они открыто заявляли, что никого не призывают на баррикады, а хотят показать свое творческое осмысление мира и выйти к публике.
Рок-музыка была нужна не только музыкантам и слушателям. Объединялось много людей разных профессий: дизайнеры – студенты Арха, которые работали с образами «Наутилуса Помпилиуса» и других команд, фотографы, которым было интересно экспериментировать на репортажных и постановочных съемках, кинорежиссеры – Алексей Балабанов, Кирилл Котельников, позже Олег Ракович, которые сохранили это время для истории.
Группа Наутилус Помпилиус 1988 год . Фото из книги Дмитрия Карасюка: Свердловская рок-энциклопедия.
Логотип Свердловского рок-клуба. Из книги Дмитрия Карасюка: Свердловская рок-энциклопедия.
На логотипе Свердловского рок-клуба изображена веселая ворона. Ее нарисовали дизайнеры из архитектурного института. Но участники рок-клуба ответили, что у нас тут рок, все по-честному, а у вас детский сад какой-то – ворона с сыром и бас-гитарой. Дизайнеры возразили: наша ворона никого не зовет протестовать, ничего такого себе не воображает, она хочет быть сытой и делать хорошую музыку, пустите ее выступать. И логотип утвердили: его можно увидеть на афише третьего фестиваля Свердловского рок-клуба.
НаследиеПервым официальным адресом рок-клуба стал кабинет в ДК Свердлова на улице Володарского, сейчас это здание в аварийном состоянии. С 2016 года здание принадлежит Русской православной церкви, но реконструкции не проводится.
В ДК «Автомобилист», который размещался в перестроенном Троицком соборе, проходили первые рок-концерты. В 1990-е его передали церкви и перестроили обратно в храм.
Памятные знаки в Екатеринбурге:
- Памятная табличка, посвященная Илье Кормильцеву, на здании УрФУ по адресу Куйбышева, 48. Там находился химический факультет, где учился Кормильцев, а табличку создал дизайнер Александр Коротич, который также принимал участие в жизни клуба.
- Мемориальная табличка на ДК МЖК, посвященная первому концерту группы «Чайф».
- Мемориальная доска памяти Алексея Балабанова на здании гимназии №2 по адресу Пестеревский пер., 3. В этой же школе в параллельном классе учился Евгений Горенбург, они вместе играли в группе «Кэрри» и делали первые шаги в роке.
В 1990-е в Екатеринбурге развивались субкультуры. Преемником Свердловского рок-клуба стал клуб «Сфинкс», где выступали уральские рок-музыканты новой волны, клуб J-22, организованный в 1996 году в общежитии архитектурного института на Июльской, 22, появились и другие клубы и рок-фестивали.
Историографию Свердловского рок-клуба ведет Дмитрий Карасюк. Все анкеты участников рок-клуба находится у Николая Грахова, который продолжил свой музыкальный путь как создатель и директор многих радиостанций.
Те, кто в восьмидесятые годы боролись за создание Свердловского рок-клуба, продолжают развивать музыкальную историю в Екатеринбурге. Сан Саныч Пантыкин пишет музыку для кино, театра, работает в русском мюзикле. Евгений Львович Горенбург создал продюсерский центр, который проводит большие музыкальные фестивали, в том числе Ural Music Night.
Подробнее о Свердловском рок-клубе и движении можно почитать в книге Дмитрия Карасюка "Свердловская рок-энциклопедия. Ритм, который мы".
А также на экскурсиях рок-гидоа Светланы Толмачевой .
Лекция "Свердловский рок-клуб как прообраз первого городского творческого кластера" рассказывает Светлана Толмачева